2 миллиона музыкальных записей на Виниле, CD и DVD

Музыка и песни Alexander Borodin (1833-1887) / Alexander Borodin (1833-1887)

CD
Есть в наличии
16849 руб.

Артикул: CDVP 309532

EAN: 8011570334459

Состав: CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 10-11-1997

Лейбл: Stradivarius

Жанры: Streichquartette  Камерная и инструментальная музыка 

-88%
2 CDs
Есть в наличии
5099 руб.

Артикул: CDVP 1577878

EAN: 4607123631430

Состав: 2 CDs

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 16-02-2018

Лейбл: Aquarius

Жанры: Oper, Oratorium, Singspiel 

Хит продаж
-17%
3 CDs
Есть в наличии
5799 руб.
4798 руб.

Артикул: CDVP 558659

EAN: 4600317120802

Состав: 3 CDs

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 18-11-2013

Лейбл: Melodiya

Жанры: Oper, Oratorium, Singspiel  Опера, интермедия, серената 

Хит продаж
Super Audio CD
CD
Есть в наличии
2349 руб.

Артикул: CDVP 068383

EAN: 0089408017827

Состав: CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 01-01-1990

Лейбл: Telarc Gold Cds

Жанры: Streichquartette  Камерная и инструментальная музыка 

Хит продаж
CD
Есть в наличии
20249 руб.

Артикул: CDVP 507627

EAN: 0028942299627

Состав: CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 15-03-1996

Лейбл: Philips Import

Жанры: Orchesterwerke  Symphonies 

Artist: Borodin; Artist: Gergiev; Artist: Rdm Label: Polygram Records
-17%
3 CDs
Есть в наличии
7199 руб.
5998 руб.

Артикул: CDVP 387228

EAN: 4607138900217

Состав: 3 CDs

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 17-10-2006

Лейбл: GreatHall

Жанры: Oper, Oratorium, Singspiel 

Artist: Bolshoi Theatre Moscow Label: Great Hall
-32%
3 CDs
Есть в наличии
7149 руб.
4860 руб.

Артикул: CDVP 001336

EAN: 0747313307128

Состав: 3 CDs

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 02-05-2005

Лейбл: Naxos Historical

Жанры: Classical  Oper, Oratorium, Singspiel  Арии и сцены из опер  Опера, интермедия, серената 

Хит продаж
3 CDs
Есть в наличии
3149 руб.

Артикул: CDVP 000150

EAN: 4600317004133

Состав: 3 CDs

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 02-01-2006

Лейбл: Melodiya

Жанры: Classical  Opera  Oper, Oratorium, Singspiel  Опера, интермедия, серената 

Информация о товаре


Князь Игорь и полное издание 1890 года

Александр Бородин (1833-1887) был химиком по профессии и имел международную известность как ученый. Он написал всего несколько произведений. Однако, помимо единственной оперы "Князь Игорь", к ним относятся такие известные произведения репертуара, как "Из степей Средней Азии", симфония "Ре-минор", два струнных квартета. Не случайно его имя носит знаменитый русский струнный квартет.

Опера "Князь Игорь" была написана в 1869-1887 годах, но так и не была закончена Бородиным. После его смерти оперу завершили Римский-Корсаков и Глазунов. В основу оперы положен древнерусский эпос "Песнь о полку Игореве", повествующий о том, как в XII веке Киевское царство неоднократно подвергалось нападению половцев. Разделенная на множество княжеств, страна была разобщена и не могла противостоять опасности. В 1185 г. князь Игорь, действуя без ведома великого князя Киевского и без поддержки других князей империи, отправился в поход, в ходе которого его войска были разгромлены, а сам он и его сын взяты в плен: неудача похода означала, что враг смог вторгнуться в страну и совершить страшную месть.

Несмотря на сюжет, опера Бородина не является пышным изображением поля боя. Скорее, это красочная картина раннего Средневековья с большими и возвышенными хорами, страстными песнями, элегическими и нежными мелодиями. Он создает интереснейшие характеры, выступает на стороне русских, но при этом ему удается убедительно и чутко изобразить странный и чуждый характер вражеского лагеря. Так половецкие пляски были вырваны из своего первоначального контекста и стали популярным произведением, которое часто звучит в концертах и по радио.

Слава этой эпической русской оперы была незрелищной, но неотразимой. Впервые она была исполнена на сцене Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1890 г. Первое исполнение в Большом театре состоялось в 1898 г., и с тех пор опера входит в его стандартный репертуар. Ведь Большой театр располагает именно такими первоклассными певцами, каких требует это произведение, а также достаточно большим хором.

В большинстве оперных театров "Князь Игорь" значительно сокращается, а в последние десятилетия в ряде экспериментальных версий были сделаны попытки убрать дополнения, внесенные Римским-Корсаковым и Глазуновым. Однако Большой театр продолжает использовать традиционную редакцию, созданную Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым для первого исполнения оперы в 1890 году (мелодия. su)
Хит продаж
CD
Есть в наличии
6299 руб.

Артикул: CDVP 000172

EAN: 4600317009428

Состав: CD

Состояние: Новое. Заводская упаковка.

Дата релиза: 11-05-2006

Лейбл: Melodiya

Жанры: Streichquartette  Камерная и инструментальная музыка 

Информация о продукте


Александр Бородин - Струнные квартеты Бородин написал два квартета в 1875-1881 гг. после завершения Второй "Богатырской" симфонии и расцвета работы над "Князем Игорем" - творением всей его жизни. Это было время становления и расцвета камерно-инструментальной музыки в России. Немногим ранее П.И. Чайковский закончил три квартета, и, по словам Бородина в "Могучей кучке" ("Русская пятерка"), "неожиданно вошла в моду камерная музыка - Корсаков сочинил квинтет и струнный секстет помимо прежнего квинтета, Кюи собирался начать квартет, но, кажется, бросил...". В Москве и Петербурге появились исполнительские коллективы, затем Русское музыкальное общество проводило камерные вечера-ниниги, на которых звучали не только творения Бетховена, Шуберта, Мендельсона, но и новые произведения русских композиторов.

Может показаться странным, что Бородин, чье имя ассоциируется с монументальными, эпическими образами, в душе был неравнодушен к камерной музыке и посвятил ей значительную часть своего таланта. С юных лет он сочинял ансамбли, состоящие из различных инструментов, и участвовал в таком музицировании в качестве виолончелиста. Став зрелым композитором, он считал, что "камерная музыка представляет собой одно из самых мощных средств для развития вкуса к музыке и ее понимания". Тонкая отделка музыки, особое интимное интонирование, предполагающее серьезное вслушивание исполнителей и слушателей, лирическая окраска, связанная с природой самих струнных инструментов, - вот качества, присущие как камерному жанру, так и Бородину как композитору. Его квартеты принадлежат к числу крупнейших достижений русской камерной музыки и являются неотъемлемой частью коллекции золотых сокровищ квартетного репертуара.

* * * *

Первый квартет ля мажор Бородин набросал в 1875 году, но закончен он был лишь четыре года спустя. Как обычно, Бородин сочинял в летнее время, в приступах или притворяясь больным, освободившим композитора от лекций и уроков. Однако основные фрагменты "Князя Игоря" вышли из-под его пера именно в этот период - плач Ярославны, песня Галицкого, ария Кончака и многие другие произведения. Первое исполнение квартета в Петербурге было неудачным, но вскоре он приобрел удивительную популярность в России и за рубежом.

Первая часть квартета не содержит драматических конфликтов, но отличается масштабностью и интенсивным тематическим развитием. Вступление Moderato, отмеченное как dolce, определяет характер всей части - это лирическая исповедь, сдержанная объективностью тона. По признанию композитора, главная тема центральной части, Allegro, навеяна одной из мелодий Бетховена, но она приобрела отчетливую окраску a la Russe. После экспрессивной связующей части, очаровывающей слушателей хроматическими гармониями, звучит более бодрая и страстная второстепенная партия. Эта тема - центральный образ части: она доминирует в богатом событиями развитии, становится кульминацией Allegro. В заключительной части главная тема приобретает некоторые черты, свойственные второстепенной. В короткой коде движение замирает на мотиве связующей темы и разрешается в неземном звучании флажолетов.

Вторая часть, Andante con moto in F, - одна из немногих скорбных страниц в творчестве Бородина. Главная тема напоминает медленную народную песню типа "Хора поселенцев" из четвертого действия "Князя Игоря", характер второй темы - утешительный, умиротворяющий... Напряженное фугато подводит слушателей к драматической кульминации и выразительному звучанию главной темы. Andante - это тоскливое замирание на фоне ритмичного баса.

Третья часть, Prestissimo, представляет собой бодрое оживленное скерцо. Один инструмент стремительно подхватывает ведущий мотив у другого, появляется столь характерное для Бородина "клевание", постоянная резкая смена динамики и контраст тональностей. Это похоже на воспроизведение каких-то причудливых и фантастических образов. Трио Moderato очень необычно: на фоне оживленных фигураций звучит наивная песенная мелодия.

Пафос заключительной части квартета заключается в кропотливом стремлении справиться с мрачными мыслями с помощью активных и энергичных образов. Такова была точка зрения Бородина! Финал начинается с медленного вступления, представляющего собой реминисценцию одной из медленных частей. Печальные раздумья решительно отбрасываются энергичной и строгой главной темой Allegro risoluto. Это настроение ощущается и в лирической второстепенной теме, переходящей в страстный драматический порыв. Завершает часть тема Andante, вновь появляющаяся, но уже в спокойном мажорном звучании.

* * * *

В творческой жизни каждого композитора есть произведения, которые имеют вполне определенную личностную окраску, отражающую настроение и чувства композитора в момент создания произведения. К таким произведениям, несомненно, относится второй квартет Бородина. В истории музыки найдется не так много сочинений, в которых так ярко отразились бы личные переживания их создателя. Второй квартет ре мажор был написан после поездки композитора в Гейдельберг в 1877 г. Это был не первый его визит в этот город - в 1861 г. молодой перспективный химик был отправлен за границу для продвижения в науке, где познакомился со своей будущей женой Еленой Протопоповой, пианисткой, приехавшей на лечение в Германию.

О сочинении музыки он еще не думал. Именно их взаимное чувство во многом определило дальнейшее развитие Бородина как композитора. Когда спустя много лет он вновь оказался в Гейдельберге, воспоминания охватили его. Вот строки из его письма к жене: "Столько всего я пережил! Такая смесь счастья и горечи! Подъезжая к Гейдельбергу, я закрыл лицо руками, чтобы скрыть набежавшие слезы... Что я пережил, проезжая галереи и дорожки, по которым мы бродили в пору нашего счастья! Я бы все отдал, чтобы ты была со мной!"

В 1881 году Бородин написал квартет очень быстро, "в один прием", посвятив его своей жене Елене. Он закончил его к 10 августа, к двадцать пятой годовщине их признания в любви. Естественно, что это чувство с его возрожденным юношеским энтузиазмом доминирует в музыке, определяет ее характер и настроение. Биограф Бородина А. Сохор высказывает мнение, что в квартете была скрытая программа, показывающая постепенное начало "Любви".

Первая часть, умеренное Allegro с его медленным спокойным движением, взаимно дополняющим контрастом двух тем - главной элегической у солирующей виолончели и взволнованной второстепенной у скрипки - близка к жанру серенады. Ее можно рассматривать как вечернюю прогулку двух влюбленных и их задушевный разговор.

Вторая часть (Скерцо), Allegro in A, - это своего рода зарисовка праздника среди оживленной и шумной толпы, возможно, где-то на балу. Самая яркая тема части - настоящий "венский вальс", вполне сравнимый с таковым у Иоганна Штрауса.

Третья часть (ноктюрн), Анданте ре-бемоль, - одна из вершин творческой жизни Бородина. Эта музыка олицетворяет признание в любви, диалог двух сердец, охваченных страстным и тревожным чувством. Вдохновенная мелодия, сочетающая в себе обороты русского романса и некоторую восточную томность, звучит на верхних нотах виолончели, а затем переходит в скрипку. Средняя часть ноктюрна контрастирует с общим настроением, энергичными интонациями возвращаясь к томлению любовной песни. Оба голоса сливаются, и тема передается в виде канона. Кода части представляет собой сцену расставания влюбленных, в ней чувствуется грусть и постепенное угасание последних фраз в мягком пианиссимо... Финал квартета построен на контрастной смене нарочито неуклюжей фразы бодрым движением, позволяющим представить себе сцену утреннего пробуждения, начало нового дня, обещающего быть полным радостных впечатлений.

Борис Мукосей
Хит продаж
Вверх